Аргентина. Просвещение


Аргентина. Просвещение

Аргентина. Просвещение

В 1975 6% населения старше 14 лет было неграмотно. Система образования складывается из дошкольного воспитания, начальной, средней, профессионально-технической и высшей школы, находящихся в ведении государства или частного сектора. В начале 70-х годов обучением было охвачено свыше 60% молодёжи в возрасте от 5 до 24 лет (5,4 млн. человек), в том числе 83% лиц младшего школьного возраста, 45% — среднего (15—19 лет) и 15% — студенческого (20—24 года). В 1975 насчитывалось 5,7 тыс. дошкольных учебных заведений (369 тыс. детей, 18,9 тыс. воспитателей). Свыше 90% начальных школ —государственные. Начальное обучение (1—6-й классы) в государственных школах бесплатное и обязательное для детей в возрасте от 6 до 14 лет. В 1975/76 учебном году имелось 20,6 тыс. начальных школ, в которых обучалось 3,6 млн. учащихся (196 тыс. учителей). Из-за нехватки школ и тяжёлого материального положения широких трудящихся масс в начале 70-х годов свыше 500 тыс. детей школьного возраста не могли учиться. По укомплектованности начальной школы квалифицированными преподавательскими кадрами (1 учитель на 18 учеников) в 1975/76 учебном году А. занимает одно из первых мест в мире. В 1-й половине 70-х годов полный курс начальной школы окончили 50% поступивших в первый класс, из которых лишь половина продолжила дальнейшее образование.

Средняя школа А. начала складываться в период ранней колонизации (XVI в.); в 70-е годы XX в. подразделяется на школу общеобразовательного типа с 6-летней программой обучения, имеющую двухступенчатую структуру (7—9-е и 10—12-е классы), и школу профессионально-технического обучения (1—3 года). Общеобразовательная подготовка учащихся фактически заканчивается в средней школе первой ступени, так как в 10—12-х классах осуществляется специализация и учащиеся получают право выбора дисциплин, по которым сдают выпускные экзамены. В 1973/74 учебном году насчитывалось 4,4 тыс. средних школ различного профиля, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся (148,5 тыс. учителей). В профессионально-технических училищах в 1970/71 учебном году было 789 тыс. учащихся. Свыше 1/3 учащихся средних школ посещает учебные заведения частного сектора, большинство которых контролируется католической церковью. Полный курс средней школы заканчивает 10% поступающих в начальную школу (100 тыс. человек в 1970). В средних учебных заведениях нет унифицированной программы, имеются большие различия в укомплектованности квалифицированными преподавательскими кадрами; в результате общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки учащихся неодинаков. Церковь формально отделена от государства и школы, но фактически продолжает оказывать большое влияние на развитие системы национального образования.

Система высшего образования сложилась на базе католических университетов колониальной эпохи, первый из которых был открыт иезуитами в городе Кордова в 1613. Государственные университеты возникли после завоевания национальной независимости: в городе Буэнос-Айрес, в городе Ла-Плата, в городе Санта-Фе. В конце XIX в. появились первые высшие технические школы и инженерные факультеты при университетах (инженерный факультет при университете Буэнос-Айреса в 1856 и др.). В XX в. значительно расширилась сеть университетов и высших технических учебных заведений. В 1975 насчитывалось более 400 вузов, включая 37 с университетским статусом, в том числе 14 государственных (10 федеральных и 4 провинциальных) и 23 частных, в которых обучалось 596,7 тыс. студентов (в 1957 — 155,6 тыс.) и было занято около 45,2 тыс. преподавателей. В частных вузах обучается свыше 10% всех студентов страны. Большинство частных университетов принадлежит католической церкви. В государственных вузах обучение бесплатное. Более 60% студентов изучают медицину, право и гуманитарные дисциплины, 30% — точные, естественные и инженерно-технические науки (1973). Учебная программа вузов не унифицирована и рассчитана на 4—6 лет, но своевременно учёбу заканчивают 15—20% студентов. В большинстве вузов отсутствует система вступительных экзаменов. Ежегодно в вузы поступает 37% выпускников средних школ (главным образом общеобразовательных), из которых в процессе учёбы свыше половины отсеивается. Ежегодный выпуск в среднем не превышает 20—25 тыс. специалистов высшей квалификации (1975). Около 10% студентов получают государственные стипендии, а 50% вынуждены сочетать учёбу с работой. Дети рабочих составляют менее 1% общей численности студентов. Автономия университетов значительно урезана реформой 1967 (отменена система выборности ректоров и т. п.). Студенчество А. имеет богатые революционные традиции и принимает активное участие в борьбе за демократические преобразования в стране.

В 1974 на все виды образования было израсходовано 4,4% валового внутреннего продукта.

Крупнейшие университеты:
Университет Буэнос-Айреса (Universidad de Buenos Aires), основан в 1821. Факультеты: права и общественных наук, медицинский, философии и литературы, точных и естественных наук, экономических наук, архитектуры и градостроительства, инженерный, сельского хозяйства и ветеринарии, стоматологии, химико-фармацевтический. При университете функционируют научно-исследовательские и учебные центры, крупнейший из которых — при медицинском факультете.

Студентов 178 тыс., преподавателей 9,1 тыс. (1977). Библиотека насчитывает 2 млн. томов (1975). Издаёт: «Revista de la Universidad de Buenos Aires», «Guía del Estudiante».

Национальный университет Ла-Платы (Universidad Nacional de la Plata), основан в 1884. факультеты: юридических и общественных наук, медицинских наук, гуманитарных наук и педагогики, точных наук, экономических наук, сельскохозяйственный, ветеринарных наук, инженерный, естественных наук, архитектуры и градостроительства, а также школы (Высшая школа изящных искусств, Высшая школа «Хоакин В. Гонсалес», Школа журналистики и др.), радиостанция, астрономическая обсерватория. Студентов 22 тыс., преподавателей 1,2 тыс. (1977). Библиотека насчитывает 450 тыс. томов (1977). Издаёт «Revista de la Universidad».

Национальный университет Кордовы (Universidad Nacional de Córdoba) — старейший университет А., основан в 1613 (статус национального университета с 1856). факультеты: права и общественных наук, медицинский, точных и естественных наук, экономический, философии и гуманитарных наук, архитектуры и градостроительства, стоматологический. Студентов 25,5 тыс., преподавателей свыше 1 тыс. (1975). Библиотека (основана в 1614) насчитывает 120 тыс. томов (1975). Издаёт: «Revista de la Universidad», «Publicaciones de la Dirección de Publicidad».

Национальный университет Росарио (Universidad Nacional de Rosario), основан в 1968. Факультеты: экономических наук, медицинских наук, инженерного дела и архитектуры, философии, права и политических наук, сельскохозяйственный, стоматологический, биохимических наук. Студентов около 28,9 тыс., преподавателей 3,5 тыс. (1977).

Национальный университет Побережья (Universidad Nacional del Literal) в городе Санта-Фе, основан в 1889 (статус национального университета с 1919). Факультеты: юридических и общественных наук, химического машиностроения, педагогический, административных наук, права, сельскохозяйственный, медицинский, инженерного дела и архитектуры, экономических наук, философский и стоматологический. При университете работают 2 отделения — агрономии и животноводства, общей и прикладной гидрологии, а также Институт технологии питания. Студентов 15 тыс., преподавателей 1,5 тыс. (1977). Издаёт: «Universidad, Boletín Informative».

Национальный университет Тукумана (Universidad Nacional de Tucumán), основан в 1914 (статус национального университета с 1921). факультеты: точных наук и технологии, сельского хозяйства и зоотехники, философии и литературы, архитектуры и градостроительства, биохимии, химии и фармакологии, экономический, медицинский, права и общественных наук, естественных наук. При университете действуют также ряд школ и институтов (Институт геодезии и топографии, Институт геологии горного дела и др.). Студентов 11,5 тыс., преподавателей 1,8 тыс. (1977). Библиотека университета насчитывает 100 тыс. томов (1977).

Среди других университетов А. наиболее значительны: Аргентинский католический университет Санта-Мария де лос Буэнос-Айрес (Universidad Católica Argentina «Santa María de los Buenos Aires») в городе Буэнос-Айрес — крупнейший частный университет, основан в 1958. 13 факультетов и ряд институтов. Студентов 12 тыс., преподавателей 1,5 тыс. (1977).
Национальный технологический университет (Universidad Tecnológica Nacional), в городе Буэнос-Айрес, основан в 1959. Студентов 34 тыс., преподавателей 2,9 тыс. (1977).
Национальный университет Куйо (Universidad Nacional de Cuyo) в городе Мендоса, основан в 1939. 9 факультетов, а также несколько школ и институтов. Студентов 7,6 тыс., преподавателей свыше 0,8 тыс. (1977). Библиотека насчитывает 120 тыс. томов (1977). Издаёт «Actualidad UNC».

Крупнейшие музеи:
Аргентинский музей естественных наук «Бернардино Ривадавия» (Museo Argentine de Ciencias Naturales «Bernardino Rivadavia»), основан в 1823, в экспозиции представлены образцы флоры и фауны природных областей А.; Национальный исторический музей (Museo Histórico Nacional), основан в 1889, экспозиция отражает основные этапы истории А.;
Музей оружия нации (Museo de Armas de la Nación), собраны огнестрельное и холодное оружие разных стран, военная нумизматика и военные трофеи;
Музей минералогии и геологии (Museo de Mineralogía у Geología), основан в 1904, содержит богатую коллекцию минералов и полезных ископаемых;
Этнографический музей «Хуан Б. Амбросетти» (Museo Etnográfico «Juan В. Ambrosetti»), основан в 1904, содержит археологические материалы, относящиеся к Южной Америке, особенно к А. и Перу, этнографические — относящиеся к Америке, Африке, Азии, Океании, антропологические — к А., среди наиболее ценных экспонатов— образцы гончарного искусства древнеперуанской культуры наска;
Музей Митре (Museo Mitre), основан в 1907, мемориальный музей, размещается в доме Б. Митре, библиотека музея насчитывает 65 тыс. томов по истории, географии и этнографии;
Национальный музей изящных искусств (Museo Nacional de Bellas Artes), основан в 1895, произведения живописи и скульптуры аргентинских и иностранных художников;
Музей современного искусства (Museo de Arte Moderno), основан в 1956, произведения современных аргентинских и иностранных художников;
Национальный музей декоративного искусства (Museo Nacional de Arte Decorative), основан в 1937; все музеи — в Буэнос-Айресе.

Морской музей нации (Museo Naval de la Nación), в Тигре (пригород Буэнос-Айреса), основан в 1892, располагает большой коллекцией моделей судов, навигационных приборов, морских карт и т. д. Естественноисторический музей «Хуан Корнелио Мояно» (Museo de Historia Natural «Juan Cornelio Moyano»), в Мендосе, основан в 1911, имеет уникальные палеонтологические, антропологические, археологические, геологические, орнитологические, энтомологические, ботанические и другие экспонаты.
Музей транспорта (Museo de Transporte), в Лухане, основан в 1942, экспозиция рассказывает об истории аргентинского транспорта начиная с доколумбовой эпохи.
Музей Ла-Платы (Museo de la Plata), основан в 1884, экспонаты — по антропологии, археологии, ботанике, геологии, минералогии и др.
Муниципальный музей изящных искусств «Х. Б. Кастиньино» (Museo Municipal de Bellas Artes «Juan B. Castagnino»), в Росарио, основан в 1937.
Музей колониальной эпохи, истории и изящных искусств (Museo Colonial, Histórico у de Bellas Artes), в Корриентесе, основан в 1929.
Ботанический музей (Museo Botánico), в Кордове, основан в 1870.

Крупнейшие библиотеки:
Национальная библиотека, основана в 1810 (около 690 тыс. томов, 1975);
Центральная библиотека «Хуан Хосе Монтес де Ока», основана в 1863 (свыше 600 тыс. томов).

Литература:
Эскала А., О социально-политических позициях интеллигенции, «Проблемы мира и социализма», 1975, № 11;
Быльская М. И., Исторические особенности Движения за университетскую реформу в Аргентине, в сборнике: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967;
Беляев В. П., Народное образование к Аргентине, в сборнике: Культура Аргентины, М., 1977;
Павлова Э. Г., Библиотеки и музеи Аргентины, там же;
Guidici E., Educación, revolución científico-técnica у reorganización universitaria, B. Aires, 1967;
Education, Human Resources and Development in Argentina, P., 1968;
Statistical Yearbook 1975, N. Y., 1976.

В. В. Щербаков, И. М. Немчёнок.


Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1979-1982.

Смотреть что такое "Аргентина. Просвещение" в других словарях:

  • Аргентина — Аргентина. Государственный герб. Аргентина (Argentina), Аргентинская Республика (República Argentina). Общие сведения Aргентина  государство, занимающее юго восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Аргентина (страна) — Аргентина (Argentina), Аргентинская Республика (República Argentina). I. Общие сведения А. ‒ второе (после Бразилии) по размерам территории и населению государство Юж. Америки. Занимает юго восточную часть материка Юж. Америки, восточную часть о …   Большая советская энциклопедия

  • Аргентина — I Аргентина (Argentina)         Аргентинская Республика (República Argentina).          I. Общие сведения          А. второе (после Бразилии) по размерам территории и населению государство Юж. Америки. Занимает юго восточную часть материка Юж.… …   Большая советская энциклопедия

  • АРГЕНТИНА — [Аргентинская Республика; испан. La República Argentina], гос во в Юж. Америке. Территория: 2780,4 кв. км. Столица: Буэнос Айрес (с пригородами 11 298 тыс. чел.). Крупнейшие города: Кордова (1208 тыс.), Санта Фе (1118 тыс.), Сан Хусто (Ла… …   Православная энциклопедия

  • АРГЕНТИНА — (Argentina), Аргентинская Республика, гос во в Юж. Америке. Пл. 2,8 млн. км2. Нас. 32 млн. чел. (1988). Офиц. язык испанский. Столица Буэнос Айрес. Первые начальные, т. н. божьи, школы на территории А. появились при монастырях в начале испанской… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Образование — ОбразованиеВ доколумбовый период истории у народов, населявших территорию Латинской Америки (ацтеков, инков, майя и др.), имелась довольно развитая система религиозного и светского образования, которая с приходом колонизаторов была уничтожена.… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Наука и культура. Философия — Философская мысль Латинской Америки имеет многовековую традицию. В мифологии народов древних цивилизаций Центр, и Южной Америки (тольтеков, майя, ацтеков и инков) складывались философские представления и понятия, формировались зачатки методов… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • 1_Оглавление — ДРЕВНИЙ МИР Древний Египет Неизвестные авторы Ассирия Ахикар Древняя Греция Фалес Милетский Солон Питтак Биант Клеобул Хилон Анахарсис Агафон Анаксагор Клазоменский Антисфен Апеллес …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Список награждённых медалью Пушкина — Приложение к статье Медаль Пушкина Содержание 1 Граждане России …   Википедия

  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.